Начало и конец обмотки электродвигателя

В статье расписано как определить начало и конец пусковой обмотки трехфазного либо однофазного асинхронного электродвигателя. Указаны различные виды схем и соединений обмоток статора, необходимый ток при подключении, способы замирения сопротивления. Указано как определить пары выводов с помощью тестера либо прозвонить электродвигатель мультиметром. Ответы на все интересующие вопросы по подключению и работе электродвигателей найдете в статье ниже.

Как определить начало и конец обмотки трехфазного электродвигателя?

Определить начало и конец пусковой обмотки трехфазного/однофазного асинхронного электродвигателя можно следующим образом:
1-ый шаг. Написание бирок. Для этого берем трубку ПВХ, 5мм. диаметром, нарезаем на 6 одинаковых частей и подписываем их маркером.

Как определить начало и конец обмотки с помощью мультиметра?

2-ой шаг. Определение принадлежности 6-ти обмоток статора электродвигателя, к соответствующим 3-ем обмоткам сдвинутым на 120 градусов относительно друг друга. Для этого можно воспользоваться омметром, либо цифровым мультиметром.

С помощью мультиметра определяем 1-ую обмотку:

  • переключатель режима работы ставим в положение 200 (Ом);
  • встаем 1-м щупом на один из шести проводников,  2-ым ищем его конец;
  • после подачи на искомый проводник, показания мультиметра должны быть выше нуля.

На первую обмотку статора электродвигателя, одеваем в произвольном порядке бирки U1 и U2. И так на остальные 2-е обмотки.

На уже найденные обмотки надеваем кембрики, соответственно, V1, V2 и W1, W2.

Итак, получили 6 проводов с надетыми в произвольной форме бирочками (кембриками).

Схема соединения обмоток

3-ий шаг. Итак, на одном сердечнике, 2-е обмотки, которые подключаются либо встречно или согласованно.

При согласованном включении 2-ух обмоток возникнет ЭДС (электродвижущая сила), которая состоит из суммы ЭДС 1-ой и 2-ой обмоток. Таким образом, в этих обмотках возникает процесс электромагнитной индукции.

Если же две обмотки подключить встречно, то сумма ЭДС этих двух обмоток будет равна нулю, т.к. ЭДС каждой обмотки будут направлены друг на друга, и тем самым компенсируют друг друга. Поэтому в рядом расположенной обмотке ЭДС не наведется или наведется, но очень малой величины.

То есть, берем 1-ую катушку (U1и U2), соединяем ее с (V1 и V2), таким образом:

Вот так выглядит схема вживую:

Подаем на вывод U1, V2 переменное напряжение 100 (В). При необходимости можно и 220 (В).

Прозваниваем электродвигатель мультиметром

С помощью мультиметра измеряем переменное напряжения на выводах W1 и W2.

1-я и 2-я обмотки включены согласовано, если мультиметр показывает отличное от 0 значение напряжения. При маленьком показатели или ноль — обмотки включены встречно.

В нашем случае:

Встречное подключение обмоток электродвигателя

У нас напряжения на выводах W1 и W2 — 0,15 (В). Вывод, обмотки подключены встречно, потому как значение получили маленькое. Поэтому меняю местами бирки V1 и V2 на второй обмотке и еще раз провожу измерение.

Теперь на выводах W1 и W2 — напряжение 6,8 (В). Вывод, обмотки (U1 и U2) и (V1 и V2), подключены согласовано, поэтому маркировка их начал и концов правильная.

Теперь находим начало и конец у третьей обмотки (W1 и W2) – аналогичными действиями, но подключаем их согласно схемы ниже:

На выводах V1 и V2, проводим измерение переменного напряжения.

Проверка напряжения электродвигателя

Получили напряжение 6,8 (В), то есть маркировка начала и конца 3-ей обмотки правильная.

4-ый шаг. После определения начала и конца обмоток трехфазного асинхронного двигателя соединяем обмотки звездой или треугольником в зависимости от типа двигателя и напряжения сети. В нашем случае обмотки двигателя соединяем треугольником.

Подключение обмоток схемой треугольник

Подаю на обмотки питающее трехфазное напряжение – электродвигатель работает.

Подключение электродвигателя к сети

Вывод, начала и концы обмоток двигателя — нашли правильно.

Межвитковое замыкание обмоток электродвигателя

Около 50 процентов проблем, возникающих в работе электродвигателя, возникает из-за межвиткового замыкания в катушке обмотки возбуждения.

Причины поломки:

  • Неудачная перемотка обмоток или заводской брак
  • При неправильной эксплуатации, механических повреждениях двигатель перегружается, как следствие обмотки статора перегреваются либо разрушается их изоляционный слой. Что приводит к уменьшению сопротивления цепи, и замыканию контакта витков катушки, что ведет к выходу из строя двигателя.
  • Заклинившие либо «Сухие» подшипники.
  • Попадание внутрь агрегата влаги

Способы определения межвиткового замыкания двигателя

При сильном нагреве статора, стоит прекратить работу двигателя и провести диагностику агрегата таким образом:

  • Токовые клещи. Измеряется нагрузка на каждой фазе, при определения значительного увеличения на одной из фаз – это межвитковое замыкание. Для избежания ошибок в следствии перекоса фаз нужно измерить вольтметром приходящее напряжение.
  • Прозвон обмоток тестером. Каждая обмотка перезванивается отдельно, после чего сверяются результаты сопротивления. Но при замыкании более 2-ух витков данный способ может быть неэффективным.
  • Измерения мегомметром. Для обнаружения замыкания, один щуп прикладываем к выходу обмоток в борно, второй к корпусу двигателя.
  • Визуальная проверка. Разбираем агрегат и ищем сгоревшие части обмотки.
  • Проверка с помощью пластинки от трансформаторного железа либо с помощью понижающего трансформатора трехфазного и шарика от подшипника. Данный способ самый надежный.

Предупреждение! При напряжении 380 вольт, данный способ использовать – НЕЛЬЗЯ! Это опасно для жизни!

Рассмотрим детальнее алгоритм действий: на статор уже разобранного электродвигателя подаются 3 фазы с понижающего трансформатора. Кидаем туда шарик. Если он движется по кругу внутри статора – аппарат в рабочем состоянии. Если же спустя пару оборотов «залипает» на одном месте – именно в этом месте замыкание. Пластинка прикладывается к железу внутри статора. Если она «примагничивается», причин для беспокойства нет, а ее дребезжание указывает на межвитковое замыкание.

ВАЖНО! Все выше перечисленные способы проверки производятся только с заземленным двигателем.