
В статье расписано как определить начало и конец пусковой обмотки трехфазного либо однофазного асинхронного электродвигателя. Указаны различные виды схем и соединений обмоток статора, необходимый ток при подключении, способы замирения сопротивления. Указано как определить пары выводов с помощью тестера либо прозвонить электродвигатель мультиметром. Ответы на все интересующие вопросы по подключению и работе электродвигателей найдете в статье ниже.
Как определить начало и конец обмотки трехфазного электродвигателя?
Определить начало и конец пусковой обмотки трехфазного/однофазного асинхронного электродвигателя можно следующим образом:
1-ый шаг. Написание бирок. Для этого берем трубку ПВХ, 5мм. диаметром, нарезаем на 6 одинаковых частей и подписываем их маркером.

Как определить начало и конец обмотки с помощью мультиметра?
2-ой шаг. Определение принадлежности 6-ти обмоток статора электродвигателя, к соответствующим 3-ем обмоткам сдвинутым на 120 градусов относительно друг друга. Для этого можно воспользоваться омметром, либо цифровым мультиметром.
С помощью мультиметра определяем 1-ую обмотку:
- переключатель режима работы ставим в положение 200 (Ом);
- встаем 1-м щупом на один из шести проводников, 2-ым ищем его конец;
- после подачи на искомый проводник, показания мультиметра должны быть выше нуля.

На первую обмотку статора электродвигателя, одеваем в произвольном порядке бирки U1 и U2. И так на остальные 2-е обмотки.

На уже найденные обмотки надеваем кембрики, соответственно, V1, V2 и W1, W2.
Итак, получили 6 проводов с надетыми в произвольной форме бирочками (кембриками).

Схема соединения обмоток
3-ий шаг. Итак, на одном сердечнике, 2-е обмотки, которые подключаются либо встречно или согласованно.
При согласованном включении 2-ух обмоток возникнет ЭДС (электродвижущая сила), которая состоит из суммы ЭДС 1-ой и 2-ой обмоток. Таким образом, в этих обмотках возникает процесс электромагнитной индукции.
Если же две обмотки подключить встречно, то сумма ЭДС этих двух обмоток будет равна нулю, т.к. ЭДС каждой обмотки будут направлены друг на друга, и тем самым компенсируют друг друга. Поэтому в рядом расположенной обмотке ЭДС не наведется или наведется, но очень малой величины.
То есть, берем 1-ую катушку (U1и U2), соединяем ее с (V1 и V2), таким образом:

Вот так выглядит схема вживую:

Подаем на вывод U1, V2 переменное напряжение 100 (В). При необходимости можно и 220 (В).

С помощью мультиметра измеряем переменное напряжения на выводах W1 и W2.
1-я и 2-я обмотки включены согласовано, если мультиметр показывает отличное от 0 значение напряжения. При маленьком показатели или ноль — обмотки включены встречно.
В нашем случае:

У нас напряжения на выводах W1 и W2 — 0,15 (В). Вывод, обмотки подключены встречно, потому как значение получили маленькое. Поэтому меняю местами бирки V1 и V2 на второй обмотке и еще раз провожу измерение.
Теперь на выводах W1 и W2 — напряжение 6,8 (В). Вывод, обмотки (U1 и U2) и (V1 и V2), подключены согласовано, поэтому маркировка их начал и концов правильная.
Теперь находим начало и конец у третьей обмотки (W1 и W2) – аналогичными действиями, но подключаем их согласно схемы ниже:

На выводах V1 и V2, проводим измерение переменного напряжения.

Получили напряжение 6,8 (В), то есть маркировка начала и конца 3-ей обмотки правильная.
4-ый шаг. После определения начала и конца обмоток трехфазного асинхронного двигателя соединяем обмотки звездой или треугольником в зависимости от типа двигателя и напряжения сети. В нашем случае обмотки двигателя соединяем треугольником.

Подаю на обмотки питающее трехфазное напряжение – электродвигатель работает.

Вывод, начала и концы обмоток двигателя — нашли правильно.
Межвитковое замыкание обмоток электродвигателя
Около 50 процентов проблем, возникающих в работе электродвигателя, возникает из-за межвиткового замыкания в катушке обмотки возбуждения.
Причины поломки:
- Неудачная перемотка обмоток или заводской брак
- При неправильной эксплуатации, механических повреждениях двигатель перегружается, как следствие обмотки статора перегреваются либо разрушается их изоляционный слой. Что приводит к уменьшению сопротивления цепи, и замыканию контакта витков катушки, что ведет к выходу из строя двигателя.
- Заклинившие либо «Сухие» подшипники.
- Попадание внутрь агрегата влаги
Способы определения межвиткового замыкания двигателя
При сильном нагреве статора, стоит прекратить работу двигателя и провести диагностику агрегата таким образом:
- Токовые клещи. Измеряется нагрузка на каждой фазе, при определения значительного увеличения на одной из фаз – это межвитковое замыкание. Для избежания ошибок в следствии перекоса фаз нужно измерить вольтметром приходящее напряжение.
- Прозвон обмоток тестером. Каждая обмотка перезванивается отдельно, после чего сверяются результаты сопротивления. Но при замыкании более 2-ух витков данный способ может быть неэффективным.
- Измерения мегомметром. Для обнаружения замыкания, один щуп прикладываем к выходу обмоток в борно, второй к корпусу двигателя.
- Визуальная проверка. Разбираем агрегат и ищем сгоревшие части обмотки.
- Проверка с помощью пластинки от трансформаторного железа либо с помощью понижающего трансформатора трехфазного и шарика от подшипника. Данный способ самый надежный.
Предупреждение! При напряжении 380 вольт, данный способ использовать – НЕЛЬЗЯ! Это опасно для жизни!
Рассмотрим детальнее алгоритм действий: на статор уже разобранного электродвигателя подаются 3 фазы с понижающего трансформатора. Кидаем туда шарик. Если он движется по кругу внутри статора – аппарат в рабочем состоянии. Если же спустя пару оборотов «залипает» на одном месте – именно в этом месте замыкание. Пластинка прикладывается к железу внутри статора. Если она «примагничивается», причин для беспокойства нет, а ее дребезжание указывает на межвитковое замыкание.
ВАЖНО! Все выше перечисленные способы проверки производятся только с заземленным двигателем.
Таблица общепромышленных электродвигателей АИР
В таблице перечислены часто запрашиваемые общепромышленные двигатели АИР. Основными критериями в подборе электродвигателя являются мощность и обороты в минуту. Технические характеристики, размеры, вес, прописаны на каждый двигатель отдельно.
Каталог мощности, кВт |
Обороты и модель электродвигателя АИР | |||
3000 об/мин | 1500 об/мин | 1000 об/мин | 750 об/мин | |
2.2 | АИР80В2 | АИР90L4 | АИР100L6 | АИР112МА8 |
3 | АИР90L2 | АИР100S4 | АИР112МА6 | АИР112МВ8 |
4 | АИР100S2 | АИР100L4 | АИР112МВ6 | АИР132S8 |
5.5 | АИР100L2 | АИР112М4 | АИР132S6 | АИР132М8 |
7.5 | АИР112M2 | АИР132S4 | АИР132М6 | АИР160S8 |
11 | АИР132M2 | АИР132М4 | АИР160S6 | АИР160М8 |
15 | АИР160S2 | АИР160S4 | АИР160М6 | АИР180М8 |
18.5 | АИР160M2 | АИР160M4 | АИР180М6 | АИР200М8 |
22 | АИР180S2 | АИР180S4 | АИР200М6 | АИР200L8 |
30 | АИР180M2 | АИР180M4 | АИР200L6 | АИР225М8 |
37 | АИР200M2 | АИР200M4 | АИР225М6 | АИР250S8 |
45 | АИР200L2 | АИР200L4 | АИР250S6 | АИР250M8 |
55 | АИР225M2 | АИР225M4 | АИР250M6 | АИР280S8 |
75 | АИР250S2 | АИР250S4 | АИР280S6 | АИР280M8 |
90 | АИР250М2 | АИР250M4 | АИР280M6 | АИР 315 S8 |
110 | АИР280S2 | АИР280S4 | АИР 315 S6 | АИР 315 M8 |
132 | АИР280M2 | АИР280M4 | АИР 315 M6 | АИР 355 S8 |
160 | АИР 315 S2 | АИР 315 S4 | АИР 355 S6 |
Также, у нас можно приобрести Муфты-МЗ для агрегатации оборудования.