Начало и конец обмотки электродвигателя

В статье расписано как определить начало и конец пусковой обмотки трехфазного либо однофазного асинхронного электродвигателя. Указаны различные виды схем и соединений обмоток статора, необходимый ток при подключении, способы замирения сопротивления. Указано как определить пары выводов с помощью тестера либо прозвонить электродвигатель мультиметром. Ответы на все интересующие вопросы по подключению и работе электродвигателей найдете в статье ниже.

Как определить начало и конец обмотки трехфазного электродвигателя?

Определить начало и конец пусковой обмотки трехфазного/однофазного асинхронного электродвигателя можно следующим образом:
1-ый шаг. Написание бирок. Для этого берем трубку ПВХ, 5мм. диаметром, нарезаем на 6 одинаковых частей и подписываем их маркером.

Как определить начало и конец обмотки с помощью мультиметра?

2-ой шаг. Определение принадлежности 6-ти обмоток статора электродвигателя, к соответствующим 3-ем обмоткам сдвинутым на 120 градусов относительно друг друга. Для этого можно воспользоваться омметром, либо цифровым мультиметром.

С помощью мультиметра определяем 1-ую обмотку:

  • переключатель режима работы ставим в положение 200 (Ом);
  • встаем 1-м щупом на один из шести проводников,  2-ым ищем его конец;
  • после подачи на искомый проводник, показания мультиметра должны быть выше нуля.

На первую обмотку статора электродвигателя, одеваем в произвольном порядке бирки U1 и U2. И так на остальные 2-е обмотки.

На уже найденные обмотки надеваем кембрики, соответственно, V1, V2 и W1, W2.

Итак, получили 6 проводов с надетыми в произвольной форме бирочками (кембриками).

Схема соединения обмоток

3-ий шаг. Итак, на одном сердечнике, 2-е обмотки, которые подключаются либо встречно или согласованно.

При согласованном включении 2-ух обмоток возникнет ЭДС (электродвижущая сила), которая состоит из суммы ЭДС 1-ой и 2-ой обмоток. Таким образом, в этих обмотках возникает процесс электромагнитной индукции.

Если же две обмотки подключить встречно, то сумма ЭДС этих двух обмоток будет равна нулю, т.к. ЭДС каждой обмотки будут направлены друг на друга, и тем самым компенсируют друг друга. Поэтому в рядом расположенной обмотке ЭДС не наведется или наведется, но очень малой величины.

То есть, берем 1-ую катушку (U1и U2), соединяем ее с (V1 и V2), таким образом:

Вот так выглядит схема вживую:

Подаем на вывод U1, V2 переменное напряжение 100 (В). При необходимости можно и 220 (В).

Прозваниваем электродвигатель мультиметром

С помощью мультиметра измеряем переменное напряжения на выводах W1 и W2.

1-я и 2-я обмотки включены согласовано, если мультиметр показывает отличное от 0 значение напряжения. При маленьком показатели или ноль — обмотки включены встречно.

В нашем случае:

Встречное подключение обмоток электродвигателя

У нас напряжения на выводах W1 и W2 — 0,15 (В). Вывод, обмотки подключены встречно, потому как значение получили маленькое. Поэтому меняю местами бирки V1 и V2 на второй обмотке и еще раз провожу измерение.

Теперь на выводах W1 и W2 — напряжение 6,8 (В). Вывод, обмотки (U1 и U2) и (V1 и V2), подключены согласовано, поэтому маркировка их начал и концов правильная.

Теперь находим начало и конец у третьей обмотки (W1 и W2) – аналогичными действиями, но подключаем их согласно схемы ниже:

На выводах V1 и V2, проводим измерение переменного напряжения.

Проверка напряжения электродвигателя

Получили напряжение 6,8 (В), то есть маркировка начала и конца 3-ей обмотки правильная.

4-ый шаг. После определения начала и конца обмоток трехфазного асинхронного двигателя соединяем обмотки звездой или треугольником в зависимости от типа двигателя и напряжения сети. В нашем случае обмотки двигателя соединяем треугольником.

Подключение обмоток схемой треугольник

Подаю на обмотки питающее трехфазное напряжение – электродвигатель работает.

Подключение электродвигателя к сети

Вывод, начала и концы обмоток двигателя — нашли правильно.

Межвитковое замыкание обмоток электродвигателя

Около 50 процентов проблем, возникающих в работе электродвигателя, возникает из-за межвиткового замыкания в катушке обмотки возбуждения.

Причины поломки:

  • Неудачная перемотка обмоток или заводской брак
  • При неправильной эксплуатации, механических повреждениях двигатель перегружается, как следствие обмотки статора перегреваются либо разрушается их изоляционный слой. Что приводит к уменьшению сопротивления цепи, и замыканию контакта витков катушки, что ведет к выходу из строя двигателя.
  • Заклинившие либо «Сухие» подшипники.
  • Попадание внутрь агрегата влаги

Способы определения межвиткового замыкания двигателя

При сильном нагреве статора, стоит прекратить работу двигателя и провести диагностику агрегата таким образом:

  • Токовые клещи. Измеряется нагрузка на каждой фазе, при определения значительного увеличения на одной из фаз – это межвитковое замыкание. Для избежания ошибок в следствии перекоса фаз нужно измерить вольтметром приходящее напряжение.
  • Прозвон обмоток тестером. Каждая обмотка перезванивается отдельно, после чего сверяются результаты сопротивления. Но при замыкании более 2-ух витков данный способ может быть неэффективным.
  • Измерения мегомметром. Для обнаружения замыкания, один щуп прикладываем к выходу обмоток в борно, второй к корпусу двигателя.
  • Визуальная проверка. Разбираем агрегат и ищем сгоревшие части обмотки.
  • Проверка с помощью пластинки от трансформаторного железа либо с помощью понижающего трансформатора трехфазного и шарика от подшипника. Данный способ самый надежный.

Предупреждение! При напряжении 380 вольт, данный способ использовать – НЕЛЬЗЯ! Это опасно для жизни!

Рассмотрим детальнее алгоритм действий: на статор уже разобранного электродвигателя подаются 3 фазы с понижающего трансформатора. Кидаем туда шарик. Если он движется по кругу внутри статора – аппарат в рабочем состоянии. Если же спустя пару оборотов «залипает» на одном месте – именно в этом месте замыкание. Пластинка прикладывается к железу внутри статора. Если она «примагничивается», причин для беспокойства нет, а ее дребезжание указывает на межвитковое замыкание.

ВАЖНО! Все выше перечисленные способы проверки производятся только с заземленным двигателем.

Таблица общепромышленных электродвигателей АИР

В таблице перечислены часто запрашиваемые общепромышленные двигатели АИР. Основными критериями в подборе электродвигателя являются мощность и обороты в минуту. Технические характеристики, размеры, вес, прописаны на каждый двигатель отдельно.

Каталог
мощности, кВт
Обороты и модель электродвигателя АИР
3000 об/мин 1500 об/мин 1000 об/мин 750 об/мин
2.2 АИР80В2 АИР90L4 АИР100L6 АИР112МА8
3 АИР90L2 АИР100S4 АИР112МА6 АИР112МВ8
4 АИР100S2 АИР100L4 АИР112МВ6 АИР132S8
5.5 АИР100L2 АИР112М4 АИР132S6 АИР132М8
7.5 АИР112M2 АИР132S4 АИР132М6 АИР160S8
11 АИР132M2 АИР132М4 АИР160S6 АИР160М8
15 АИР160S2 АИР160S4 АИР160М6 АИР180М8
18.5 АИР160M2 АИР160M4 АИР180М6 АИР200М8
22 АИР180S2 АИР180S4 АИР200М6 АИР200L8
30 АИР180M2 АИР180M4 АИР200L6 АИР225М8
37 АИР200M2 АИР200M4 АИР225М6 АИР250S8
45 АИР200L2 АИР200L4 АИР250S6 АИР250M8
55 АИР225M2 АИР225M4 АИР250M6 АИР280S8
75 АИР250S2 АИР250S4 АИР280S6 АИР280M8
90 АИР250М2 АИР250M4 АИР280M6 АИР 315 S8
110 АИР280S2 АИР280S4 АИР 315 S6 АИР 315 M8
132 АИР280M2 АИР280M4 АИР 315 M6 АИР 355 S8
160 АИР 315 S2 АИР 315 S4 АИР 355 S6

Также, у нас можно приобрести Муфты-МЗ для агрегатации оборудования.